Краткая историческая справка

В 1780-1797 годах слобода Малый Узень входила в Саратовское наместничество, затем наместничество превратилось в Саратовскую губернию. До 1851 года Малый Узень входил в состав Саратовского уезда Саратовской губернии. С 1851 года – Самарская губерния, с 1920 – опять Саратовская губерния, с 1928 – Нижне-Волжский край, с 1934 – Саратовский край, с 1936 – Саратовская область. Волости и уезды тоже со временем изменились, превратившись в районы. Малый Узень примерно с 1920 года входит в состав Питерского района.

 

На свободных землях Саратовского Заволжья еще в начале XVIII века начали появляться беглые крестьяне и раскольники. Речки Большая Узень и Малая Узень представляли собой хорошее укрытие для беглецов. Обилие камышей, среди которых строились землянки М. Узеня, зафиксировано в памяти сельчан и передается из поколения в поколение. А. С. Пушкин упоминает об Узенях в «Истории Пугачевского бунта».

 

Беглецов первоначально вылавливали. В дальнейшем с целью освоения этой территории, закрепления юго-восточных рубежей России и одновременно решения проблемы раскольников, 4 декабря 1762 года Екатерина II издала манифест: «Бежавшим из своего отечества подданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что им, хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступления прощаем…» Наряду с беглыми и раскольниками к заселению заволжских степей привлекались на льготных условиях также иностранцы, в основном немцы. То есть, время основания села считается примерно с 1762 года.

 

Слободу заселяли в основном государственные и экономические крестьяне. Изредка встречались однодворцы. Крепостное право мало затронуло заволжские степи. Помещики в большинстве своем боялись перемещать свой капитал и крепостных в этот суровый незнакомый край. Переселенцы XIX века были в основном из центральных губерний России. Особенно большой приток крестьян отмечался после отмены крепостного права в 1861 году.

 

Этнографический состав населения Самарской губернии (по данным на 1859 год) представлял пестроту народностей. Господствующим оказалось племя славянское, количество которого превышало 71%. За славянским племенем следует финское, составляющее почти 13%; после того племя татарское более 9% и, наконец, племя германское — более 6%. Много малороссов обреталось в Малом Узене.

 

Отправление религиозного культа в селе ограничивалось службой в церквях и молитвенных домах. Согласно первым метрическим книгам за 1830 г. в Малом Узене уже была церковь Покрова и Божьей матери. Позже, в 1870-х годах, был построен пятиглавый собор. В начале XX века строится Свято-Троицкая церковь, остатки которой до сих пор существуют.

 

По оценке специалистов дореволюционного периода, Малый Узень превосходил величину многих уездных городов Европейской России. 

 

 

По материалам краеведа А. Муравлева

 


Карта Новоузенского уезда Самарской губернии, 1903 г.
Карта Новоузенского уезда Самарской губернии, 1903 г.