Краткая историческая справка
В 1780-1797 годах слобода Малый Узень входила в Саратовское наместничество, затем наместничество превратилось в Саратовскую губернию. До 1851 года Малый Узень входил в состав Саратовского уезда Саратовской губернии. С 1851 года – Самарская губерния, с 1920 – опять Саратовская губерния, с 1928 – Нижне-Волжский край, с 1934 – Саратовский край, с 1936 – Саратовская область. Волости и уезды тоже со временем изменились, превратившись в районы. Малый Узень примерно с 1920 года входит в состав Питерского района.
На свободных землях Саратовского Заволжья еще в начале XVIII века начали появляться беглые крестьяне и раскольники. Речки Большая Узень и Малая Узень представляли собой хорошее укрытие для беглецов. Обилие камышей, среди которых строились землянки М. Узеня, зафиксировано в памяти сельчан и передается из поколения в поколение. А. С. Пушкин упоминает об Узенях в «Истории Пугачевского бунта».
Беглецов первоначально вылавливали. В дальнейшем с целью освоения этой территории, закрепления юго-восточных рубежей России и одновременно решения проблемы раскольников, 4 декабря 1762 года Екатерина II издала манифест: «Бежавшим из своего отечества подданным возвращаться позволяем и обнадеживаем, что им, хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступления прощаем…» Наряду с беглыми и раскольниками к заселению заволжских степей привлекались на льготных условиях также иностранцы, в основном немцы. То есть, время основания села считается примерно с 1762 года.
Слободу заселяли в основном государственные и экономические крестьяне. Изредка встречались однодворцы. Крепостное право мало затронуло заволжские степи. Помещики в большинстве своем боялись перемещать свой капитал и крепостных в этот суровый незнакомый край. Переселенцы XIX века были в основном из центральных губерний России. Особенно большой приток крестьян отмечался после отмены крепостного права в 1861 году.
Этнографический состав населения Самарской губернии (по данным на 1859 год) представлял пестроту народностей. Господствующим оказалось племя славянское, количество которого превышало 71%. За славянским племенем следует финское, составляющее почти 13%; после того племя татарское более 9% и, наконец, племя германское — более 6%. Много малороссов обреталось в Малом Узене.
Отправление религиозного культа в селе ограничивалось службой в церквях и молитвенных домах. Согласно первым метрическим книгам за 1830 г. в Малом Узене уже была церковь Покрова и Божьей матери. Позже, в 1870-х годах, был построен пятиглавый собор. В начале XX века строится Свято-Троицкая церковь, остатки которой до сих пор существуют.
По оценке специалистов дореволюционного периода, Малый Узень превосходил величину многих уездных городов Европейской России.
По материалам краеведа А. Муравлева